Изобразительно-выразительные средства – объясняю тему на примерах и учу не путаться

В лингвистике , анафора ( ) является использование выражения, интерпретация которого зависит от другого выражения в контексте (его антецеденте или postcedent). В более узком смысле, анафора — это использование выражения, которое зависит конкретно от предшествующего выражения и, таким образом, противопоставляется катафоре , которая представляет собой использование выражения, которое зависит от последующего выражения. Анафорический (ссылающийся) термин называется анафорой . Например, в предложении Салли прибыла, но ее никто не видел , местоимение ее — анафора, отсылающая к предшествующей Салли . В предложении До ее приезда никто не видел Салли , местоимение она относится вперед к postcedent Салли , так что она теперь cataphor (и анафоры в более широком, но не более узкий, смысл). Обычно анафорическое выражение — это проформа или какой-либо другой вид дейктического (контекстно-зависимого) выражения. И анафора, и катафора являются разновидностями эндофора , имея в виду что-то упомянутое в другом месте в диалоге или тексте.

Анафора является важным понятием по разным причинам и на разных уровнях: во-первых, анафора указывает, как строится и поддерживается дискурс ; во-вторых, анафора связывает различные синтаксические элементы вместе на уровне предложения; в-третьих, анафора представляет собой проблему для обработки естественного языка в компьютерной лингвистике , поскольку идентификация ссылки может быть затруднена; и, в-четвертых, анафора частично показывает, как язык понимается и обрабатывается, что имеет отношение к областям лингвистики, интересующимся когнитивной психологией .

Номенклатура и примеры

Термин анафора на самом деле используется двояко.

В широком смысле это означает акт ссылки. Каждый раз, когда данное выражение (например, проформа) относится к другой контекстной сущности, анафора присутствует.

Во втором, более узком смысле, термин анафора обозначает акт обратного обращения в диалоге или тексте, например, обращение влево, когда анафора указывает налево в сторону своего антецедента в языках, которые пишутся слева направо. Этимологически анафора происходит от древнегреческого ἀναφορά (анафора, «несущий назад»), от ἀνά (ана, «вверх») + φέρω (phérō, «несу»). В этом узком смысле анафора противопоставляется катафоре , которая рассматривает акт обращения вперед в диалоге или тексте или указание вправо в языках, которые пишутся слева направо: древнегреческий καταφορά (kataphorá, «движение вниз»). «), от κατά (katá,» вниз «) + φέρω (phérō,» я несу «). Проформа — это катафора, когда она указывает вправо на свой постцедент. Оба эффекта вместе называются либо анафорой (в широком смысле), либо менее двусмысленно, вместе с самоотчетом они составляют категорию эндофора.

Далее приведены примеры анафоры (в узком смысле) и катафоры. Анафоры и катафоры выделены жирным шрифтом, а их предшественники и постцеденты подчеркнуты:

Анафора (в узком смысле вид эндофора)
а. Сьюзан уронила тарелку . Он громко разлетелся. — Местоимение он является анафора; он указывает налево к предшествующей пластине .
б. Музыка прекратилась , и это всех расстроило. — В местоимение , что является анафора; он указывает налево, к своему предшествующему . Музыка остановилась .
c. Фред был зол , и так было I. — Наречие так это анафора; он указывает налево в сторону своего предшествующего гнева .
d. Если Сэм купит новый байк , я тоже это сделаю . — глагольная фраза делать это анафора; он указывает налево, в сторону того, что его предшественник покупает новый велосипед .
Катафора (в широком смысле — анафора, разновидность эндофора)
а. Дэвид

надел пальто, потому что ему было очень холодно .

— Местоимение он катафора; он указывает вправо на своего постцедента Давида .

б. Его друзья критиковали Джима за преувеличение. — притяжательное прилагательное его — катафора; он указывает направо на своего последователя Джима .
c. Хотя Сэм мог бы это сделать , я не куплю новый байк . — Глагольная фраза « делать так» — это катафора; он указывает вправо, в сторону того, кто покупает новый велосипед .
d. В их свободное время, мальчики играют в видеоигры. — притяжательное прилагательное их — катафора; он указывает вправо, к своим посланникам, мальчикам .

Еще одно различие проводится между эндофорным и экзофорным эталонами . Экзофорная референция возникает, когда выражение, экзофор, относится к чему-то, что непосредственно не присутствует в лингвистическом контексте, а скорее присутствует в ситуационном контексте. Дейктические проформы — это стереотипные экзофоры, например

Экзофора
а. Этот садовый шланг лучше этого . — Указательные прилагательные this и that — экзофоры; они указывают на сущности в ситуационном контексте.
б. Джерри стоит там . — наречие есть экзофор; он указывает на место в ситуационном контексте.

Экзофоры не могут быть анафорами, поскольку они не имеют существенного отношения к диалогу или тексту, хотя есть вопрос, к каким частям беседы или документа обращается слушатель или читатель, и все ли ссылки, на которые указывает термин, в пределах этого языка поток замечается (то есть, если вы слышите только фрагмент того , что кто — то говорит , используя местоимение ее , вы никогда не могли бы узнать , кто она есть, хотя , если вы слышали остальные , что спикер говорил по этому же поводу, вы можете обнаружить , кто она есть либо анафорическим откровением, либо экзофорическим подтекстом, потому что вы понимаете, кем она должна быть в соответствии с тем, что еще о ней говорят, даже если ее личность не упоминается явно, как в случае гомофорной ссылки ).

Слушатель, например, может осознать, слушая другие предложения и предложения, что он королева из-за упомянутых некоторых из ее атрибутов или действий. Но какая королева? Гомофорная ссылка возникает, когда общая фраза приобретает конкретное значение благодаря знанию ее контекста. Например, референт фразы «Королева» (с использованием подчеркнуто определенного артикля , не менее конкретного « Королева» , но также не более конкретного « Королева Елизавета» ) должен определяться контекстом высказывания, который идентифицирует личность человека. королева в вопросе. До тех пор, пока не будут раскрыты дополнительные контекстные слова, жесты, изображения или другие средства массовой информации , слушатель даже не будет знать, о какой монархии или историческом периоде идет речь, и даже после того, как ее зовут Елизавета , не знает, даже если англо-британская королева Елизавета становится обозначенным, если эта королева имеет в виду королеву Елизавету I или королеву Елизавету II и должна дождаться дополнительных подсказок в дополнительных сообщениях. Точно так же, обсуждая «мэра» (города), личность мэра должна пониматься в широком смысле через контекст, который в речи упоминается как общий «объект» понимания; имеется в виду конкретное человеческое лицо, нынешний, будущий или прошлый чиновник, офис в строгом юридическом смысле или офис в общем смысле, который включает в себя действия, которые мэр может проводить, может даже ожидать, что он будет вести, хотя они могут не может быть явно определен для этого офиса.

В генеративной грамматике

Термин анафора используется особым образом в традиции порождающей грамматики . Здесь он обозначает то, что обычно называют возвратным или взаимным местоимением, например, « он» или « друг друга» в английском языке, и аналогичные формы в других языках. Использование термина анафоры в этом узком смысле уникально для порождающей грамматики и, в частности, для традиционной теории связывания . Эта теория исследует синтаксические отношения, которые могут или должны иметь место между данной проформой и ее антецедентом (или постцедентом). В этом отношении анафоры (возвратные и взаимные местоимения) ведут себя совершенно иначе, чем, например, личные местоимения.

Дополнение анафоры

В некоторых случаях анафора может относиться не к своему обычному предшествующему, а к его дополнительному набору. В следующем примере a анафорическое местоимение они относятся к детям, которые едят мороженое. Напротив, в примере b они, по- видимому, относятся к детям, которые не едят мороженое:

а. Лишь несколько детей ели мороженое. Сначала они съели клубничный аромат. Имеются в виду дети, которые ели мороженое.
б. Лишь несколько детей ели мороженое. Вместо этого они бросили его по комнате. Имеются в виду либо дети, которые не ели мороженое, либо, возможно, дети, которые не ели мороженое, и некоторые из тех, кто ел мороженое, но не доел его, или которые разбрасывали мороженое тех, кто ел. не есть его, и даже все дети, те, кто ел мороженое, разбрасывая часть своего мороженого, мороженое других, то же самое мороженое, которое они, возможно, ели до или после того, как бросили его, или, возможно, только некоторые из детей, чтобы они не были комплексными

В более узком определении анафорическое местоимение должно относиться к некоторому существительному (фразе), которое уже было введено в дискурс. Однако в случаях дополнительной анафоры анафора относится к чему-то, что еще не присутствует в дискурсе, поскольку референт местоимения ранее не вводился, включая случай «все, кроме» того, что было введено. Набор детей, поедающих мороженое в примере b, вводится в дискурс, но затем местоимение они относятся к набору детей, не употребляющих мороженое, а этот набор явно не упоминается.

Как семантические, так и прагматические соображения связаны с этим явлением, которое следует за теорией репрезентации дискурса с начала 1980-х, такой как работа Кампа (1981) и Хайма (Семантика изменения файлов, 1982), и обобщенной теории кванторов , такой как работа Барвайза и Купера ( 1981), изучалась в серии психолингвистических экспериментов в начале 1990-х годов Мокси и Сэнфорд (1993) и Сэнфорд и др. (1994). В дополнительной анафоре, как и в случае местоимения в примере b, эта анафора относится к некоторому набору дополнения (то есть только к набору детей, не поедающих мороженое) или к максимальному набору (то есть ко всем children, как дети, которые едят мороженое, так и дети, не едящие мороженое) или некоторый гибридный или вариантный набор, включая потенциально один из тех, что указаны справа от примера b. Различные возможные референты в дополнительной анафоре обсуждаются Корблином (1996), Кибблом (1997) и Ноувеном (2003). Разрешение анафоры комплемента представляет интерес для того, чтобы пролить свет на доступ мозга к информации , вычислениям , ментальному моделированию и общению .

Разрешение анафоры — теория центрирования

Существует множество теорий, которые пытаются доказать, как анафоры связаны и прослеживаются до их предшественников, и теория центрирования (Grosz, Joshi, and Weinstein, 1983) является одной из них. Используя вычислительную теорию мышления с точки зрения языка, центрирующая теория дает вычислительный анализ лежащих в основе антецедентов. В своей первоначальной теории Гросс, Джоши и Вайнштейн (1983) предполагают, что одни дискурсивные сущности в высказываниях являются более «центральными», чем другие, и эта степень центральности накладывает ограничения на то, что может быть предшествующим.

Теоретически существуют разные типы центров: обращенные вперед, обращенные назад и предпочтительные.

Центры, обращенные вперед

Ранжированный список сущностей дискурса в высказывании. Рейтинг обсуждается, некоторые из них сосредотачиваются на тета-отношениях (Йылдырым и др., 2004), а некоторые предоставляют исчерпывающие списки.

Обратный центр

Наивысшая оценка дискурсивной сущности в предыдущем высказывании.

Предпочтительный центр

Сущность дискурса с самым высоким рейтингом в предыдущем высказывании, реализованная в текущем высказывании.

Смотрите также

image
Анафора

Происхождение

Анафора – древний литературный приём, истоки которого лежат в библейских псалмах. Ранние религиозные тексты содержат изобилие звуковых, лексических, синтаксических повторов, которые подчёркивают отдельные слова, фразы и предложения («Всему своё время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное…»; Библия).

Писатели Елизаветинской эпохи и периода романтизма воплотили стилистический приём анафоры в прозе и в поэзии («Безумный мир! Безумные короли! Безумен их союз!»; Шекспир, «Король Иоанн»).

Поскольку анафора использует избыточность слов для создания драматического эффекта, этот приём не распространен в академических и публицистических текстах. Таким образом, анафора не характерна для формальных стилей письма и главным образом используется для создания ритма и акцента в поэтической манере.

Виды анафоры

В зависимости от повторяющихся элементов в речевых отрезках, различают следующие виды анафоры:

  • звуковая (фоническая) анафора – повтор звуков в словах, расположенных в начале смежных речевых отрезков. Звуковая анафора свойственна аллитерационному стиху;
  • морфемная анафора – повтор морфем, т. е. частей слов, в начале соседних отрезков речи;
  • лексическая (словесная) анафора – повтор слов в начале параллельных речевых отрезков. Это наиболее распространённый вид анафоры;
  • синтаксическая анафора – повтор синтаксических структур в начале смежных речевых отрезков;
  • строфическая анафора – повтор речевых элементов в начале параллельных строф стиха;
  • ритмическая анафора – повтор ритмических единиц (стоп) в соседних стихотворных строках.

Анафора в поэзии

Анафора в поэзии размещается в начале полустиший, стихотворных строк, строф или же на протяжении всего произведения («Когда волнуется желтеющая нива…» М. Ю. Лермонтова, «Это утро, радость эта…» А. А. Фета), составляя принцип его композиции.

Термин «анафора» используется также для обозначения стихотворения, в котором все слова начинаются с одного и того же звука.

Стилистический приём анафоры применяли знаменитые русские писатели А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов, А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, А. А. Блок, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, С. А. Есенин, Б. Л. Пастернак, К. Д. Бальмонт и др.

Примеры анафоры:

Город пышный, город бедный…(А. С. Пушкин)

Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза.(С. А. Есенин)

Анафора в риторике

Ораторы, в том числе политические деятели, используют анафору как риторический приём в своих выступлениях, чтобы подчеркнуть идеи, которые они хотят передать, и вызвать эмоции у аудитории. В устной речи анафора, как правило, реализуется в повторе одного слова или целой фразы.

image
Уинстон Черчилль

Анафору применял политик и оратор Уинстон Черчилль. Его утверждающая речь «Мы будем сражаться на пляжах» (1940 г.), произнесённая во время Второй мировой войны, полна анафорических примеров. У. Черчилль неоднократно повторил слово «мы», ссылаясь на множественную форму, которую он применил ко всей нации, вызывая патриотические настроения среди народа.

Функции анафоры

Анафора как стилистический приём в литературе выполняет следующие функции:

  • усиление образности и выразительности художественной речи;
  • смысловое и логическое выделение значимых идей путём акцентирования внимания на повторяющихся элементах речи;
  • установление связи между отрезками речи на основе параллелизма;
  • выражение контраста между параллельными речевыми рядами посредством антитез;
  • добавление ритма в текст, что усиливает его интонационную и смысловую структуру, делает его более лёгким для чтения и запоминания;
  • поддержание мелодического воздействия поэтической речи звуковым, лексическим или синтаксическим повтором;
  • композиционное построение в лирическом сюжете.

Анафора как риторический приём используется для привлечения внимания аудитории, для вызова эмоций у слушателей, с целью убеждать, мотивировать и побуждать их.

Анафора и эпифора

Анафора и эпифора (эпистрофа) – близкие понятия в том отношении, что оба представляют собой стилистические приёмы, основанные на повторе элементов речи. Однако в анафоре повторяющиеся единицы размещаются в начале смежных отрывков текста, в эпифоре – в конце. Если эти две фигуры используются одновременно, они образуют симплоку – соединение анафоры и эпифоры.

Анафора также вступает в сочетание с другими видами повтора: многосоюзием (полисиндетоном); градацией – фигурой, состоящей в перечислении элементов речи с нарастающей интонацией, например: «Не жалею, не зову, не плачу…» (С. А. Есенин).

В современном искусстве анафора проявляется в разных контекстах, включая песни, кинофильмы, телевидение, политические речи, поэзию и прозу.

Слово анафора произошло от греческого anaphora, что в переводе означает вынесение, повторение.

Средства выразительности — это приемы, которые делают литературу эмоциональнее, а устную речь богаче и красочнее. Эти художественные тропы изучают еще в школе, но программа не дает полного понимания того, для чего они нужны и как работают. В число самых известных и легко запоминающихся средств входит анафора. Это классический стилистический прием, который чаще всего встречается в лирических литературных произведениях и в поэзии.

Что такое анафора

По другому это средство художественной выразительности называют единоначатием. Заключается оно в разного рода повторениях в начале частей произведения, обычно полустиший, стихов или абзацев.

Определение, что такое анафора в литературе, данное в Словаре литературоведческих терминов Н. И. Рябковой, звучит так:

Стилистическая фигура, состоящая в повторении начальных частей (звука, слова, словосочетания, предложения) двух или более самостоятельных отрезков речи.

Функции анафоры

Обычно примеры анафоры из художественной литературы можно встретить в стихотворениях, частушках, поэмах, песнях и других произведениях. Именно этому литературному роду — поэзии — свойственны экспрессия, акцент на чувствах и переживаниях лирического героя. Изображение внутреннего мира происходит через языковые средства. Анафора в литературе служит для усиления эмоциональной составляющей повествования и вносит в него элемент живости и энергичности. Например, в стихотворении А. С. Пушкина «Туча»:

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

В этом произведении интонационное и контекстное ударение падает на слово «одна» за счет его повторения, которое указывает на состояние внутреннего мира лирического героя. В данном стихотворении смысловой упор делается на то, что туча — единственный негативный фактор, что придает стиху экспрессивно-обвинительный окрас.

Примеры анафоры из литературы и не только

Анафора — это средство художественной выразительности, так что в научно-популярной литературе или официальных документах встречается она значительно реже, как и любое другой средство выразительности. Более того, этот прием имеет слишком сильную эмоциональную окраску, неприемлемую для некоторых стилей. Можно почерпнуть примеры анафоры из литературы,включая как поэзию, так и прозу, или из публичных речей или писем.

Например анафора использовалась в речи В. В. Путина для придания торжественности, убедительности и проникновенности его словам:

Нужно вместе с вами продолжить начатые преобразования. Чтобы в каждом городе, в каждом селе, на каждой улице, в каждом доме и в жизни каждого российского человека происходили перемены к лучшему.

Чтобы понаблюдать как меняется эмоциональная окраска, можно убрать ее из данного отрывка: «…в каждом городе, селе, на улице, в доме и в жизни российского человека происходили перемены к лучшему». Без лексического повтора это перечисление теряет свой экспрессивный «вес» и акцент.

Пример анафоры в прозе присутствует, например, в статье академика Д. С. Лихачева:

Если мужчина на улице пропускает вперед себя незнакомую женщину (даже в автобусе!) и даже открывает ей дверь, а дома не поможет усталой жене помыть посуду, — он невоспитанный человек. Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждому поводу, — он невоспитанный человек. Если он не считается с характером, психологией, привычками и желаниями своих близких, — он невоспитанный человек. Если уже во взрослом состоянии он как должное принимает помощь родителей и не замечает, что они сами уже нуждаются в помощи, — он невоспитанный человек.

Здесь тоже идет усиление перечисления, акцент на важности каждого отдельно взятого примера, рассматриваемого в отрывке. Таким образом ситуации, которые упоминает автор, становятся не частью одной смысловой конструкции, а разными отрывками со своей собственной контекстной энергией, что заставляет читателя обращать отдельное внимание на каждую из них, а не на все вместе разом.

Самое обширное количество примеров единоначатия содержит поэзия. Именно в лирике экспрессия приходится к месту чаще, чем в других литературных родах. Пример анафоры в стихотворении А.С. Пушкина:

Клянусь четой и нечетой,

Клянусь мечом и правой битвой…

В конкретном примере анафора выражена глаголом «клянусь». Сам по себе он несет торжественную коннотацию, повтор же усиливает ее.

Виды анафоры

Анафора бывает:

  • звуковой;
  • лексической;
  • синтаксической;
  • морфемной;
  • ритмической.

Звуковая анафора в литературе представляет собой повторение звука или группы звуков в начале абзаца, если это проза, или стиха, если это стихотворение, например в произведении Александра Блока «О, весна! без конца и без краю…»:

О, весна без конца и без краю

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

Повторяются парные звуки [з] — [с], ассоциирующиеся с легким весенним бризом, что соответствует идее и контексту стихотворения.

Лексическая анафора — это повторение лексической единицы, целого слова или частицы. Этот вид самый распространенные и легче всего узнается читателем. Например, в стихотворении Сергея Есенина:

Не напрасно дули ветры,

Не напрасно шла гроза…

Синтаксическая — это частный случай лексической анафоры, когда повторяются целые синтаксические конструкции, например предложения или части предложения, как в стихотворении Афанасия Фета:

Только в мире и есть, что тенистый

Дремлющих кленов шатер,

Только в мире и есть, что лучистый

Детский задумчивый взор.

Морфемная анафора в литературе подразумевает повторение какой-либо части слова — морфемы, например, у М. Ю. Лермонтова:

Черноглазую девицу,

Черногривого коня…

В данном случае повторяется корень «черно-«, объединяя «девицу» и «коня» в чертах.

Ритмическая анафора — это когда в начале стиха или строфы повторяется ритмический рисунок. Яркий тому пример в произведении Николая Гумилева:

Обворожает царицу

Необозримой Руси.

Данный вид анафоры используется только в поэзии, так как в прозе отсутствует ритм.

Анафора в английском языке

Единоначатие — универсальный стилистический прием и используется не только в России. Анафора в литературе на других языках также часто встречается, особенно в песнях, и носит те же функции, что и в русском.

My heart’s in the Highlands,

My heart is not here,

My heart’s in theHighlands,

А chasing the dear.

В данном отрывке используется лексический вид.

Этим приемом не пренебрегал и сам Уинстон Черчилль, активно используя его в своих речах и выступлениях. Также его применял и Мартин Лютер Кинг в своей знаменитой речи «У меня есть мечта».

Примеры анафоры в литературе. Какие привести?

  • Анафора — это единоначалие для усиления впечатления торжественности от стихотворения или для выделения наиболее важного в нм. Стихотворные строчки или целые строфы начинаются одинаково. У Пушкина много анафор. Например:

    БЛАЖЕН, кто смолоду был молод,

    БЛАЖЕН, кто вовремя созрел

  • Анафора — это одно средств языковой выразительности речи. В переводе с греческого языка термин анафора дословно переводится как отнесение, вынесение. Основная цель анафоры в тексте — придание выразительности, выделение главных мыслей. Принцип анафоры строится на одинаковых слов и выражений, а также звуковых сочетаний в начале стихотворных строф и абзацев в прозаическом произведении.

    Наиболее часто анафора встречается в поэзии:

    Пример звуковой анафоры:

    Пример морфемной анафоры:

    Примеры прозаической анафоры:

  • Анафора — это стилистическая фигура, художественный прим, который проявляется в единоНАЧАТИИ. Используется для усиления лейтмотива текста. Анафора может быть лексической, звуковой, морфемной, синтаксической, строфической.

    Чаще всего используется лексическая анафора. У Афанасия Фета есть стихотворение, полностью построенное на анафоре, — оно представляет одно предложение:

    Анафора может употребляться не в каждой строке, а через одну или начинать полустишие:

    Примеры звуковой и морфемной анафоры:

    Синтаксическая анафора — вариант синтаксического параллелизма:

    Быть может, вся Природа мозаика цветов?

    Быть может, вся Природа различность голосов?

    Быть может, вся Природа лишь числа и черты?

    Быть может, вся Природа желанье красоты? (К.Бальмонт)

    Анафора может употребляться как в поэтическом, так и в прозаическом тексте:

Екатерина Гетманенко Тип материала: Урок просмотров: 2307 Краткое описание создать условия для формирования знаний об анафоре как фигуре речи, умений определять признаки анафоры, находить её в тексте, выявлять роль анафоры. Описание Тема урока: «Анафора как фигура речи»Предмет:Русский языкКласс: 9Автор:Гетманенко Екатерина Геннадьевна, учитель русского языка и литературы Урок: № 19 (находится внутри модуля «Текстоведение», следует после темы «Основные средства связи предложений в тексте» — рабочая программа составлена на основе программы под ред. С.И. Львовой) Цель урока:создать условия для формирования знаний об анафоре как фигуре речи, умений определять признаки анафоры, находить её в тексте, выявлять роль анафоры. Задачи:Образовательные:· формирование знаний об анафоре как фигуре речи, её признаках, особенностях употребления в текстах художественной литературы; · Обогащать активный словарь учащихся. Развивающие:ü формирование познавательных УУД: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с разными источником; умения структурировать знания; умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение преобразовывать, использовать и воспроизводить информацию при написании сочинения; умение наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдений операций анализа и синтеза, подведение под понятие; умение комментировать авторский текст, выдвигать гипотезу, аргументировать собственную точку зрения, выстраивать логическую цепочку рассуждения;ü формирование регулятивных УУД: умение выполнять целеполагание, планирование, контроль и коррекцию, оценку деятельности; Воспитательные:ü формирование личностных УУД: формировать умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом, умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, умение ставить вопросы и отвечать на них; умение выражать собственное отношение к предмету обсуждения;способствовать гармоничному развитию личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;ü формирование коммуникативных УУД: воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение адекватно оценивать границы своего знания и «незнания», свою работу и работу своего товарища, контроль, коррекция, оценка своих знаний; умение полно и ясно выражать свои мысли; развитие навыков коллективной, групповой и индивидуальной работы, монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме, обогащение речиПланируемые результаты:v предметные:ученик научится определять анафору как фигуру речи, её признаки, выявлять особенности употребления анафоры в текстах художественной литературы, составлять собственные тексты, используя анафору как выразительную фигуру речи; v метапредметные:ученик учится наблюдать, анализировать, обобщать языковой материал, регулировать свою деятельность; v личностные:ученик учится вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом, понимать определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; осознать эстетическую ценность русского языка, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. ОборудованиеУ учителя: 1) Презентация «Анафора как фигура речи» 2) Конспект урока 3)  Карточки с текстами художественных произведений.  У учащихся: Рабочие тетради Карточки для работы в группахЛисты для работы в группах Этапы урока Формируемые УУД Деятельность учителя Деятельность учащегося Самоопределение  к деятельности.Коммуникативные УУД,  регулятивные УУД Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть. Надеюсь, что вы уже готовы к тому, чтобы начать наш сегодняшний урок. Положительный настрой на урок. Актуализация знаний (воспроизведение уч-ся необходимых и достаточных знаний для введения нового)коммуникативные, регулятивные познавательные (логические) Нравится ли вам читать произведения художественной литературы? Как вы думаете, почему художественный текст «красивее» разговорной речи? Почему произведения классиков доставляют вам эстетическое удовольствие? С помощью чего автору удаётся воздействовать на вас, читателей? Помогают ли в этом художественные средства выразительности? А что ещё служит помощником автору для оказания воздействия на читателя, привлечения его внимания? Чтобы ответить на этот вопрос, сравните предложения: Могу ль узреть во блеске новом Мечты увядшей красоту? Могу ль опять одеть покровом Знакомой жизни наготу? И Я не могу увидеть в новом блеске красоту увядшей мечты и опять одеть покровом наготу знакомой жизни.Есть разница? А в чём? Какой вариант звучит выразительнее? Какие возможности синтаксиса использовал для этого автор? Высказывания предположений, актуализация опыта. Осмысление собственного опыта. Постановка учебной цели и задачи Регулятивные Коммуникативные Познавательные Личностные Сегодня мы познакомимся с ещё одной очень интересной фигурой речи. Внимательно послушай те меня. Сейчас я прочитаю вам замечательное стихотворение Марины Ивановны Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной». А после того, как вы его прослушаете, попробуйте ответить на вопрос: зачем я его вам прочитала? Читаю стихотворение. Итак, зачем же на уроке русского языка я прочитала вам стихотворение о любви? А давайте попробуем ответить на этот вопрос, обратившись к теме нашего сегодняшнего урока (на доске появляется тема урока). А можем ли мы с вами ответить на вопрос, что представляет собой анафора? У нас нет единого мнения о том, что такое анафора. Между тем, очень многие писатели любят использовать эту фигуру речи в своих произведениях. Кстати, задание А7 в ГИА проверяет то, как вы знаете фигуры речи, в том числе и анафору. А это значит, что цель нашего сегодняшнего урока мы сформулируем как…(формулируют цель урока). И нам это нужно, потому что… Скажите, достаточно ли нам просто знать определение анафоры, для того чтобы уметь находить её в тексте, отличать от других речевых фигур, понимать функции анафоры в тексте художественного произведения? А это значит, что мы с вами должны не только дать определение термину «анафора», но и понаблюдать за ней в текстах разных художественных произведений. Предположите, чем же мы будем заниматься на сегодняшнем уроке. Учащиеся слушают стихотворение. Формулируют тему урока. Высказывают предположения, обнаруживают затруднение. Устанавливают цель. Формулируют значимость приобретаемых знаний об анафоре Формулируют пути достижения цели. «Открытие» новых знаний детьми Познавательные личностные, коммуникативные, регулятивные Итак, давайте попробуем дать определение понятию «анафора». Для этого вам нужно разделиться на группы. Каждая группа получает карточки с текстами художественных произведений и выбирает те карточки, которые объединяют какие-то признаки. А потом мы сравним наши работы и, проанализировав результаты, попробуем прийти к общему выводу, что же такое анафора. Групповая работа (3 группы)  1 группа Задание: подчеркните в предложениях грамматические основы и второстепенные члены; какие карточки можно объединить в одну группу, на основе каких наблюдений вы сделали этот вывод? Как вы думаете, что такое анафора? Брожу лия вдоль улиц шумных,Вхожу льво многолюдный храм,Сижу льмеж юношей безумных,Я предаюсь моим мечтам.Наше оружие — наши песни,Наше золото — звенящие голоса. Я стою у высоких дверей,Я слежу за работой твоей. Над ухом шепчет голос нежный,И змейкой бьется мне в лицоЕё волос, моей небрежнойРукой измятое, кольцо. 2 группа Задание: выделите одинаковые морфемы; какие карточки можно объединить в одну группу, на основе каких наблюдений вы сделали этот вывод? Как вы думаете, что такое анафора? Отворите мне темницу, Дайте мне сиянье дня, Черноглазую девицу,Черногривого коня. Они сошлись, Волна и камень,Стихи и проза, лёд и пламеньНе столь различны меж собой…Пиу-пиу, вау-вай!Спи, ребенок, засыпай!Спит стаместка, молоток,Засыпай и ты, дружок.Спит веревочка и мыло,Успокойся ты, детина!2 группа Задание: выделите повторяющиеся слова или словосочетания; какие карточки можно объединить в одну группу, на основе каких наблюдений вы сделали этот вывод? Как вы думаете, что такое анафора? Эти бедные селенья, Эта скудная природа — Край родной долготерпенья, Край ты русского народа. Последняя туча рассеянной бури!Одна тынесешься по ясной лазури.Одна тынаводишь унылую тень.Одна тыпечалишь ликующий день. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! Клянусья первым днем творенья,Клянусьего последним днем,Клянусьпозором преступленьяИ вечной правды торжеством… Коллективная работа. Давайте подведём итог работы в группах. Итак, что же объединяет все полученные вами выводы? Давайте сравним наше определение анафоры с определениями из других источников, и посмотрим, не упустили ли мы чего. На слайде последовательно высвечиваются определения анафоры: АНАФОРА(греч. αναφορα — возвращение, единоначатие, скреп) — повторение каких-либо сходных звуковых элементов в начале смежных ритмических рядов (полустиший, строк, строф)» — .Литературная энциклопедия. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского АНАФОРА (греч. anaphora, от ana — опять, и phero — несу). Риторическая фигура, состоящая в повторении, с особым ударением, одного или даже нескольких слов в начале каждого предложения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. АНАФОРА— единоначатие, повторение определенного слова или отдельных звуков в начале нескольких строф, стихов или полустиший. Анафора может иметь место как в ряде следующих один за другим стихов (строф, полустиший), так и стихов, разделенных более или менее значительными промежутками» — Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого Читают карточки, подчёркивают главные и второстепенные члены предложения; анализируют карточки, выявляют сходства и различия примеров; формулируют определение анафоры. Читают карточки, выделяют морфемы; анализируют карточки, выявляют сходства и различия примеров; формулируют определение анафоры. Читают карточки, находят повторяющиеся слова или словосочетания; анализируют карточки, выявляют сходства и различия примеров; формулируют определение анафоры. Отчет о работе в группе. На основе анализа работы в группах делают вывод о том, что такое анафора. Читают определения, сравнивают с уже сформулированным определением, делают вывод о признаках анафоры. Первичное закрепление с проговариванием в устной речиРегулятивные, познавательные, коммуникативные Я прочитаю вам отрывки из художественных текстов, а вы укажите, использовалась ли там анафора. Обязательно аргументируйте свою точку зрения. 1) Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит… 2) 3) Только в мире и есть, что тенистыйДремлющих кленов шатер, Только в мире и есть, что лучистый Детски задумчивый взор 4) Опять с вековой тоскою Пригнулись к земле ковыли, Опять за туманной рекою Ты кличешь меня издали. 5) Клянусь четой и нечетой, Клянусь мечом и правой битвой, Клянуся утренней звездой, Клянусь вечернею молитвой <…>Скажите, когда вы определяли, есть ли в каждом из этих текстов анафора, вы каждый раз начинали с чего? Что вы пытались обнаружить или не обнаружить в тексте? В каком положении должны находиться повторяющиеся элементы, чтобы мы могли предположить, что это анафора? Составьте и запишите алгоритм, которым вы пользовались при определении того, есть ли в тексте анафора. Слушают отрывки из художественных текстов. Комментируют каждый отрывок на предмет содержания в нём анафоры, аргументируют свою точку зрения. Отвечают на вопросы учителя, формулируют выработанный алгоритм нахождения в тексте анафоры, записывают его. Включение в систему знаний, обобщение и систематизация знаний Познавательные Личностные Регулятивные Коммуникативные Индивидуальная работа А теперь давайте попробуем ощутить себя мастерами слова и сами составим художественные тексты, употребив в них анафору. Для этого, пусть каждый из вас выберет одну из тем (темы появляются на слайде) и напишет небольшое сочинение, а потом мы прочитаем их вслух и выберем самые лучшие. Темы: Я люблю свою малую родину. Роль компьютера в современной жизни. Русское слово – русское чудо. Ребята, скажите, а вы могли написать сочинения на эти же темы, не используя анафору. А что бы от этого изменилось? Что даёт нам использование анафоры в художественном тексте? Как вы думаете, почему этот приём очень популярен среди авторов художественных текстов? Выбирают тему сочинения. Самостоятельная работа. Проверка с проговариванием. Оценка сочинений товарищами, выбор самых лучших. Высказывают свои точки зрения, приходят к выводу о роли анафоры в художественном тексте. Рефлексия Личностные Регулятивные Коммуникативные Что нового вы узнали? чему научились? В чем испытывали трудности? Где вы сможете использовать полученные знания и умения? Отвечают на вопросы, устанавливают места затруднений, делают вывод о том, для чего нужны им полученные знания. Домашнее задание Личностные Выберите вариант домашнего задания и выполните его: 1) Найти и записать 3 примеры анафоры, обратившись к серверу национальной русской поэзии СТИХИ, РУ (Константин Грек, Наталья Малиничева, Аникина Ольга Николаевна и др.); 2) Написать собственный текст, используя один – два вида анафоры; 3) Найти и выписать примеры употребления анафоры из творчества поэтов «золотого века» русской литературы. Размещено в разделе: Общеобразовательное учреждениеУчитель Теги: оу, учитель 20 января 2014 Получить подборкуСообщить о нарушении

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 12700 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

image Рекомендуемая литература Обсуждение материала Популярное Курсы профессиональной переподготовки, Курсы повышения квалификации, Переподготовка по астрономии в Архангельске, Переподготовка по астрономии в Тынде, Повышение квалификации по Астрономии в Якутске Образовательные вебинары Все образовательные вебинары Поможем с выбором программыПодобрать

Подписка

При появлении нового курса или вебинара вам придет напоминание на почту.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Citilink-kabinet.ru
Добавить комментарий