Параллелизм как прием эмоционального синтаксиса (на материале англоязычной прозы)

Синтаксический парал­ле­лизм — это сход­ное постро­е­ние смеж­ных фраз, сти­хо­твор­ных строк или строф худо­же­ствен­но­го произведения.

Рассмотрим с при­ме­ра­ми из худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры, что такое син­так­си­че­ский параллелизм.

Синтаксический параллелизм — стилистический прием образной речи

В сво­ем арсе­на­ле худож­ни­ки сло­ва име­ют мно­же­ство выра­зи­тель­ных средств, что­бы создать яркий и впе­чат­ля­ю­щий образ. В сво­их про­из­ве­де­ни­ях писа­те­ли актив­но исполь­зу­ют тро­пы и сти­ли­сти­че­ские (рито­ри­че­ские) фигуры:

Их исполь­зо­ва­ние дела­ет вос­при­я­тие худо­же­ствен­ной речи мно­го­пла­но­вой, вызы­ва­ет инте­рес у чита­те­лей к изоб­ра­жа­е­мо­му, рож­да­ет бога­тые образ­ные ассо­ци­а­ции. Одним из таких сти­ли­сти­че­ских при­е­мов явля­ет­ся парал­ле­лизм. Этот тер­мин заим­ство­ван из гре­че­ско­го язы­ка, где сло­во parallelos , бук­валь­но зна­чит «иду­щий рядом».

Параллелизм изве­стен в био­ло­гии, мате­ма­ти­ке, физи­ке. В лите­ра­ту­ре сло­вом «парал­ле­лизм» обо­зна­ча­ют сход­ные эле­мен­ты в постро­е­нии выска­зы­ва­ния. Это могут быть зву­ки и сло­ги (зву­ко­вой парал­ле­лизм), повто­ря­ю­щие сло­ва (лек­си­че­ский парал­ле­лизм) и син­так­си­че­ские кон­струк­ции — фра­зы и предложения.

Если в про­из­ве­де­нии име­ют­ся оди­на­ко­вые или сход­ные по син­так­си­че­ско­му постро­е­нию смеж­ные стро­фы, фра­зы, пред­ло­же­ния, то такие кон­струк­ции назы­ва­ют линг­ви­сти­че­ским тер­ми­ном «син­так­си­че­ский параллелизм».

image

При исполь­зо­ва­нии син­так­си­че­ско­го парал­ле­лиз­ма повто­ря­ет­ся одно­тип­ное син­так­си­че­ское постро­е­ние сле­ду­ю­щих друг за дру­гом частей выска­зы­ва­ния, фраз и пред­ло­же­ний. Синтаксический парал­ле­лизм выра­жа­ет­ся в опре­де­лен­ном, похо­жем поряд­ке слов с одно­тип­ным ска­зу­е­мым, например:

Алмазшли­фу­ет­сяалма­зом,Строкашли­фу­ет­сястро­кой.

А. Недогонов

С помо­щью это­го сти­ли­сти­че­ско­го при­ё­ма автор сопо­став­ля­ет два объ­ек­та дей­стви­тель­но­сти и выра­жа­ет свое отно­ше­ние к  тому, что он изоб­ра­жа­ет, исполь­зуя опре­де­лен­ное постро­е­ние сти­хо­твор­ной фразы.

Часто син­так­си­че­ский парал­ле­лизм соче­та­ет­ся с дру­ги­ми образ­ны­ми сред­ства­ми худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры, напри­мер с ана­фо­рой:

Лениводышитпол­день мглистый,Ленивокатит­сярека, И в твер­ди пла­мен­ной и чистойЛенивотаютобла­ка.

Ф. И. Тютчев. Полдень

Нередки соче­та­ния син­так­си­че­ско­го парал­ле­лиз­ма с анти­те­зой:

Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!..Чтоищетон в стране далекой,Чтокинулон в краю родном?

М. Ю. Лермонтов. Парус

Из народ­но­го твор­че­ства мно­гие писа­те­ли вос­при­ня­ли отри­ца­тель­ный парал­ле­лизм, кото­рый име­ет рав­ное коли­че­ство оди­на­ко­во рас­по­ло­жен­ных ком­по­нен­тов, но в отли­чие от пря­мо­го парал­ле­лиз­ма стро­ит­ся с упо­треб­ле­ни­ем части­цы «не»:

А. Ахматова. Родная земля

А. Майков. Дума

А. А. Фет

Н. А. Некрасов. Памяти Добролюбова

А. Ахматова. Измена

Скачать ста­тью: Оцените статью:

Русский язык обладает огромным количеством изобразительных средств. Особое место в нём занимает построение предложений согласно параллелизму.

Что такое синтаксический параллелизм

imageПонятие синтаксический параллелизм пришло к нам с греческого языка и означает «идущий рядом». Характеризуется похожим расположением элементов, аналогичной структурой предложений, однотипным построением предложений или отрезков текста. Это композиционный приём, который выделяет в худ. литературе структурную связь нескольких элементов стиля.

Параллелизмы бывают следующих видов:

  • строфические;
  • ритмические;
  • отрицательные.

Однако самыми популярными всё же остаются синтаксические: они наиболее часто встречаются в русском языке и литературе. Параллелизм нередко можно встретить в поэзии, прозе, так как он позволяет добавить выразительности, эмоций и больше глубины.

Как правило, в первую часть предложения ставится обобщающее обстоятельство, а во вторую помещаются объекты сравнения. Использование синтаксического параллелизма в таком случае позволяет сделать описание обобщающего обстоятельства полным, ярким и объёмным. Это нужно и для понимания сюжета.

Примеры из литературы

Примером могут послужить строки А. Недогонова:

Популярный пример параллелизма – стихотворение Лермонтова «Парус»:

Многие стихотворения Фета наполнены синтаксическим параллелизмом. Например стихотворение «Только в мире и есть, что тенистый…».

Другие примеры:

Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской… (М. Ю. Лермонтов)

Я был вам звенящей струной, Я был вам цветущей весной, Но вы не хотели цветов, И вы не расслышали слов? (К. Д. Бальмонт)

«Я — царь, я — раб, я — червь, я — бог»(Г. Р. Державин)

«Твой ум глубок, что море, Твой дух высок, что горы» (В. Я. Брюсов)

Слова К. Федина из книги «Первые радости» о Л. Толстом:

«Никто не должен был знать, куда скрылся гонимый высоким желанием старик, и весь мир узнал, где он. Никто не должен был знать намерений его души, и весь мир был посвящен в его тайный замысел. Никому не должно было быть дела до его самочувствия, и весь мир начал заниматься его температурой, хрипами в груди, пищеварением, пульсом».

История синтаксического параллелизма

Данный приём очень распространён в английских текстах, в которых легко сопоставлять аналогичные по созвучности слова для сравнения частей речи, героев, обстоятельств.

Синтаксический параллелизм в русском языке используется реже, потому что разбивать целостность предложения не всегда стилистически верно и уместно.

Подобный приём берёт своё начало от древнееврейского языка, что использовали для написания псалмов. В Средневековье очень почитались священные тексты с описанием жизни святых, Библия и псалмы. Эти книги распространялись и в Азии, и в Европе. Книги с описанием жизни с другими устоями и ценностями уничтожались.

Возможно Вас заинтересует статья про развитие средневековой литературы

Оказал влияние на синтаксический параллелизм и германский стиль Средних веков. В прозе и стихотворениях начала постепенно присутствовать отрывочная ритмика, появляться для усиления эффекта сочетание несочетаемых частей речи.

Кроме всего, к этому приёму причастен и финский эпос «Калевала», в котором прослеживается использование параллелизма. Это придаёт тексту произведения определённый дух и шарм.

Синтаксический параллелизм в литературе

Синтаксический параллелизм в качестве средства выразительности речи свойственен для художественного стиля или публицистики. Параллелизм в литературе научного и официально-делового стилях применяется нечасто, и в основном для логического выделения какого-либо факта.

Необходимо также знать, что параллелизм бывает и композиционный, когда части текста схожи по сюжетной и смысловой линиям. Например, описание природы отождествляется с внутренним состоянием человека. Часто авторы проводят аналогию унылого дождливого осеннего пейзажа с подавленным состоянием персонажа, депрессией и печалью. А весенние пробуждение природы – с надеждой на лучшие перемены.

Синтаксическим параллелизмом наполнены произведения устного народного творчества – песни, былины, пословицы, частушки, а также схожие художественные произведения, к примеру, поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и Твардовского «Василий Теркин», а также «Песня про купца Калашникова» Лермонтова.

Подводя итог, можно сказать что, синтаксический параллелизм в русском языке — это значимый художественный прием, с его помощью можно передать оттенки чувств, передать произведению динамичность, ритм и эмоциональность.

Синтаксический параллелизм получил распространение, благодаря своей способности выразить в тексте эмоциональные оттенки, наполнить предвкушением счастья, придать мечтательную грусть, наполнить и другими образами автора.

Главное отличие такого приёма в последовательном употреблении одинаковых конструкций даже без какого-либо подчинения. Чаще всего он встречается в любых жанрах английских текстов, в которых синтаксический параллелизм может существовать в пределах не только предложения, но и абзаца или целого периода. В текстах русского происхождения подобное разбиение будет считаться ошибкой со стороны синтаксиса, нарушением стиля и изложения.

Параллелизм (Parallel Construction) – английский стилистический приём синтаксического повторения состава нескольких (под)предложений подряд. Параллелизм обычно включает лексическое повторение и оказывает сильное воздействие, одновременно выделяя логичность, ритмичность, эмоциональность и выразительность высказывания. Он нацелен на равенство соседних предложений.

The seeds ye sow – another reaps, — Семена, что вы сеете – другой пожинает

The robes ye weave – another wears, — Одеяния, что ткёте – носит другой

The arms ye forge – another bears. – Оружие, что куёте – носит другой

Полный параллелизм зовётся противовесом. Он присущ перечислению, возрастанию и противопоставлению с их общим воздействием в научной литературе и документации.

English Joke

A young girl who was writing a paper for school came to her father and asked, «Dad, what is the difference between anger and exasperation?»

The father replied, «It is mostly a matter of degree. Let me show you what I mean.»

With that, the father went to the telephone and dialed a number at random. To the man who answered the phone, he said, «Hello, is Melvin there?»

The man answered, «There is no one living here named Melvin. Why don’t you learn to look up numbers before you dial them?»

«See,» said the father to his daughter. «That man was not a bit happy with our call. He was probably very busy with something and we annoyed him. Now watch …»

The father dialed the same number again. «Hello, is Melvin there?» asked the father.

«Now look here!» came the heated reply. «You just called this number, and I told you that there is no Melvin here! You’ve got a lot of nerve calling again!» The receiver was slammed down hard.

The father turned to his daughter and said, «You see, that was anger. Now I’ll show you what exasperation means.»

He dialed the same number, and a violent voice roared, «HELLO!»

The father calmly said, «Hello, this is Melvin. Have there been any calls for me?»

21 сентября 2020 Русский Конспект для работы с заданием 26 ЕГЭ по русскому языку с примерами.Тропы (эпитет, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, ирония, аллегория, символ).

ЭПИТЕТ – эмоционально-красочное определение, несущее особую эмоциональную и смысловую нагрузку. Чаще всего эпитет выражен прилагательным, реже – наречием.Добрый ветер; живительная влага; робкое дыхание; горящие глаза; дорожная тоска; Гордо реет буревестник (М. Горький)Лесов таинственная сень / С печальным шумом обнажалась… (А. С. Пушкин).ГИПЕРБОЛА – преувеличение размеров или свойств предмета, человека, явления.Шаровары шириной в Черное море. (Н.Гоголь)ЛИТОТА – преуменьшение размеров или свойств предмета, человека, явления.Таракан, таракан, таракашечка, / Жидконогая козявочка-букашечка.МЕТАФОРА – скрытое сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков.“мечты кипят” (А. С. Пушкин).МЕТОНИМИЯ – замена одного слова или выражения другим на основе близости значений.Янтарь на трубках Цареграда, /Фарфор и бронза на столе…Вдруг из-за двери в бале зальной/ Фагот и флейта раздались.СИНЕКДОХА – вид метонимии, название части вместо целого или наоборот.Слезу пролить над ранней урной. (Пушкин)Быть может, в Лете не потонет/ Строфа, слагаемая мной.ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – наделение неодушевленных предметов свойствами одушевленного.СРАВНЕНИЕ – уподобление одной ситуации другой, одного явления другому. Сравнение может быть выражено: 1) Сравнительным оборотом с союзами как, точно, словно, будто, как будто; 2) сравнительной конструкцией со словами похожий, подобный, вроде; 3) существительным в творительным падеже; 4) Сравнительной степенью прилагательного или наречия;Лентой бархатной чернеет / Груда вспаханной земли.Разливы рек ее, подобные морям… (Лермонтов)Луна «как-то добродушно, во все глаза смотрела на деревни и поле и очень походила на медный вычищенный таз». (Гончаров)ИРОНИЯ – явно-притворное изображение отрицательного явления в положительном виде (под видом похвалы скрывается насмешка, за большим и значительным угадывается умаление).СИМВОЛ – многозначное иносказание, изображающее отвлеченное понятие или явление через похожий конкретный образ. Черный вран, свистя крылом,/ Вьется над санями; /Ворон каркает: печаль! (Черный ворон — фольклорная аллегория несчастья)(Жуковский) В творчестве Л.Н. Толстого присутствует множество символов, например, знамя — символ подвига, небо — символ вечности, дуб — символ медленно возрождающейся жизни, комета — символ грозящих бедствий и жизненных изменений. Символические сны графа Пьера Безухова в Можайске (после Бородинского сражения), в Шамшеве (в плену) и Николеньки Болконского (эпилог) («Война и мир»).АЛЛЕГОРИЯ – однозначное (в отличие от символа), легко узнаваемое иносказание, закрепленное традицией, условно изображающее отвлеченное понятие или явление через похожий конкретный образ. Чаще всего аллегория встречается в баснях, притчах, сказках. Так, лиса в басне воплощает хитрость, волк — жестокость, жадность или глупость, заяц — трусость и т. д.И прежний сняв венок — они венец терновый, / Увитый лаврами, надели на него: / Но иглы тайные сурово / Язвили славное чело…(лавровый венок — аллегория славы, терновый венок — аллегория страдания, мук) (Лермонтов)Синтаксические средства (вводные слова и словосочетания, восклицательные и вопросительные предложения, неполные предложения, обращения, сравнительные обороты, ряды однородных членов предложения, риторические вопросы, риторические обращения, односоставные предложения)

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС / ВОСКЛИЦАНИЕ / ОБРАЩЕНИЕ – вопрос, восклицание, обращение, не имеющие адресата.Обманчивей и снов надежды. /Что слава? шепот ли чтеца? /Гоненье ль низкого невежды? /Иль восхищение глупца? (Пушкин)Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу… (Гоголь)Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? (Тургенев)ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ / РЯДЫ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ – слова одной и той же части речи, относящиеся к одному слову и отвечающие на один вопрос.ВВОДНЫЕ СЛОВА/СЛОВОСОЧЕТАНИЯ – слова, словосочетания, не входящие в структуру предложения (к ним нельзя задать вопрос), выражающие отношение говорящего к высказыванию. В предложении выделяются запятыми.К сожалению, все оказалось ложью.По-моему, ты не понимаешь меня.Он, видимо, думает об экзамене.ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – предложения, в которых выражается стремление говорящего узнать что-либо / удостовериться в чем-либо. В конце любого вопросительного предложения есть знак “?” Как дела?О чем ты говоришь?ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – эмоционально-окрашенные предложения, произносимые с восклицательной интонацией.НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – это синтаксические конструкции, допускающие пропуск одного или нескольких компонентов, известных или подразумеваемых из ближайшего контекста или ситуации; отсутствующими могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения. Мы читали разные книги. Я – “Евгения Онегина”, сестра – “Капитанскую дочку”.Я разостлал бурку на лавке, казак свою – на другой (Лермонтов) Калиныч стоял ближе к природе. Хорь же – к людям (Тургенев). ОБРАЩЕНИЯ – слова или сочетания слов, используемые для называния лиц или предметов, к которым обращена речь. Обращения выделяются запятыми, также после обращения, произнесенного с восклицательной интонацией ставится “!” знак.Батюшка! Семен Яковлевич! – раздался вдруг… голос дамы. (Достоевский) СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ОБОРОТЫ – сопоставление предметов и явлений по принципу сходства, которое выражается при помощи союзов подчинительных союзов как, точно, словно, будто, как будто, что, чем, нежели.

Приёмы (анафора, эпифора, антитеза, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, цитирование, диалог, парцелляция, синтаксический параллелизм, оксюморон)

АНАФОРА – единоначатие, повторение начальных слов, строк или фраз.Когда волнуется желтеющая нива… Когда росой обрызганный душистой… Когда студеный ключ играет по оврагу… Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся моршины на челе, — И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога (Лермонтов)ЭПИФОРА – повторение одного и того же слова, фразы в конце отрезка речи.. Вот что. Соколов, ты — настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я тоже солдат…(Шолохов)Хамить не надо по телефону. Лгать не надо по телефону. (Булгаков)АНТИТЕЗА – противопоставление.Ты богат, я очень беден;/ Ты прозаик, я поэт;/ Ты румян как маков цвет,/ Я как смерть и тощ и бледен.Я приехала просить милости, а не правосудия. (Пушкин)ОКСЮМОРОН – сочетание несовместимого.

ГРАДАЦИЯ – последовательное нагнетание или ослабление сравнений, образов, эпитетов, метафор.Поежился, с задавленной тоской оглядел чавкающих, хлюпающих, жрущих людей. (Шолохов)ИНВЕРСИЯ – нарушение порядка слов в предложении. Приблизительная норма: обстоятельство места или времени (ко всему предложению) + определение + подлежащее + обстоятельство образа действия + сказуемое + дополнение + обстоятельство.Над ухом шепчет голос нежный, / И змейкой бьется мне в лицо / Ее волос, моей небрежной / Рукой измятое, кольцо (Полонский)Хотя лила из раны кровь Густой широкою волной. (Лермонтов)Без всякого дела стоял Лоренцо, высокий старик лодочник, беззаботный гуляка и красавец, знаменитый по всей Италии…(Бунин)ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР – повторение одного и того же слова. Средство связи в тексте между предложениями.Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, последние, по всем приметам последние. (Островский)Вся фигура Платона… была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые… зубы его… выказывались двумя полукругами…(Л. Толстой)Нам нужно злата, злата, злата’. Копите злато до конца! (Пушкин)СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ – тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста.ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ – авторское членение текста (расчленение фразы на части или на отдельные слова).Некто четвертый – это мой страх. Он сидит во мне. Он правит мной. Подсказывает. Корректирует. Вымогает. Удерживает. Бросает в дрожь.…Но идет… Шатается… Одна (Ахматова)Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша. (Солженицын)ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ ФОРМА – текст, представленный в виде риторических вопросов и ответов на них.«Для чего нужны книги? Книги нужны, чтобы развиваться, узнавать что-то новое.»НЕОЛОГИЗМ — новое, не так давно вошедшее в язык слово или словосочетание. Неологизмы появляются в языке в двух случаях: 1) возникают для обозначения новых, ранее не существовавших предметов, явлений, понятий; 2) вводятся писателями.Наибольшее количество неологизмов, укоренившихся в русском литературном языке, ввел Николай Михайлович Карамзин, стоявший у истоков его формирования («благотворительность», «будущность», «влияние», «влюблённость», «вольнодумство», «гармония», «достопримечательность», «занимательный», «катастрофа», «моральный», «ответственность», «первоклассный», «подозрительность», «промышленность», «сосредоточить», «сцена», «трогательный», «утончённость», «человечный», «эстетический», «эпоха»ЦИТИРОВАНИЕ – слова, строки, отрывки из других произведений, включенные в текст.ДИАЛОГ – разговор двух или более героев повествования.

Лексические средства выразительности (синонимы, антонимы, фразеологизмы, разговорная и просторечная лексика, книжная лексика, оценочная лексика, диалектизмы, устаревшая лексика, неологизмы, термины)

АНТОНИМЫ – слова, противоположные по значению. КОНТЕКСТНЫЕ АНТОНИМЫ – слова, противоположные по значению только в пределах контекста.«Я глупая, а ты умён. Живой, а я остолбенелая.»СИНОНИМЫ – слова, различные по написанию, но близкие по значению.«Путь» -«дорога»; «говорить» – «болтать»; «мужественный» -«смелый», страшиться – пугатьсяКОНТЕКСТНЫЕ СИНОНИМЫ – слова, близкие по значению только в пределах контекста.“Жалобно, грустно и тоще / В землю вопьются рога… / Снится ей белая роща / И травяные луга.”Насчет главного предмета Чичиков выразился очень осторожно: никак не назвал души умершими, а только несуществующими. (Гоголь)ДИАЛЕКТИЗМЫ – слово или оборот, употребляющийся в определенной местности.Петух – кочет, балка – овраг, свекла – буряк, кушак – пояс, голицы – рукавицы, худой – плохойЖАРГОНИЗМЫ – речь социальной группы, отличная от общего языка.Предки – родители, хвост (несданный экзамен/слежка), общага – общежитиеПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ – слова, употребляющиеся только в определенной профессиональной среде. Абсцисса (математика), аффрикаты (лингвистика), штурвал, каюта (морская терминология).ТЕРМИНЫ – слова, обозначающие специальные понятия в науке, технике.Суффикс, метафора, гипотенуза.КНИЖНАЯ ЛЕКСИКА – слова, которые употребляются преимущественно в письменной речи.РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА – слова, которые употребляются в повседневной обиходной речи. ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА – слова, характеризующиеся упрощенностью, оттенком грубости, обычно служащие для резких оценок. ЭМОЦИОНАЛЬНО – ЭКСПРЕССИВНАЯ ЛЕКСИКА – слова, которые носят оценочный характер. АРХАИЗМЫ – устаревшее слово или оборот речи.

ИСТОРИЗМЫ – слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением предмета или явления, которое они обозначали. Лакей, треуголка, зипун, грош, боярин, царь, волость.ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА – слова, пришедшие в русский язык из других языков.ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ – лексически неделимые, устойчивые словосочетания. Любезнейший! ты не в своей тарелке. (Грибоедов)

Фонетические средства (ассонанс, аллитерация, звукоподражание)

АЛЛИТЕРАЦИЯ – стилистический прием, при котором повторяются согласные.В дымных тучках пурпур розы. Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря! (Фет)АССОНАНС – повтор одинаковых или похожих гласных звуков.Жук жужжал. Уж расходились хороводы; Уж за рекой…(Пушкин)Не очень лестный приговор. Но твой ли он? тобой ли сказан? (Некрасов)ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ – воспроизведение природного звучания какими – либо напоминающими его звуками.мяу-мяу, ха-ха, тик-так, ква-ква«Трах – так – так! — И только эхо откликается в домах…» (Блок)

ПрактикаОпределите, какие средства языковой выразительности употреблены в следующих предложениях: 1. Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива. 2. И звезда с звездою говорит. 3. Глухие тайны мне поручены… 4. Ниже тоненькой былиночки / Надо голову клонить… 5. Мы читали Пушкина. 6. В крови горит огонь желаний. 7. Люди в белых халатах помогли ему. 8. Он мой заклятый друг. 9. Белые воротнички – основные посетители этого кафе. 10. И стройных жниц короткие подолы, / Как флаги в праздник, по ветру летят. 11. Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая… 12. Твой ум глубок, что море. / Твой дух высок, что горы. 13. Блажен, кто смолоду был молод, / Блажен, кто вовремя созрел… 14. И волны теснятся, и мчатся назад, / И снова приходят и о берег бьют… 15. Ночь, улица, фонарь, аптека, / Бессмысленный и тусклый свет. 16. Деточка, все мы немножко лошади, /Каждый из нас по-своему лошадь… 17. Все грани чувств, все грани правды стерты / В мирах, в годах, в часах. 18. Послушай… Далеко, на озере Чад, / Изысканный бродит жираф. 19. Во всем мне хочется дойти до самой сути. / В работе, в поисках пути, в сердечной смуте. 20. А вы, надменные потомки / Известной подлостью прославленных отцов, Пятою рабскою поправшие обломки / Игрою счастия обиженных родов! 21. И какой же русский не любит быстрой езды?  Ответы: Перечень выразительных средств в задании 7 ОГЭ по русскому языку Примеры по 24 заданию Алгоритм выполнения задания 7 ОГЭ по русскому языку Telegram-канал 4ЕГЭ – @ru4ege параллелизм существительное

Словарь Ушакова

параллелизм

параллелизм, параллелизма, муж. (см. параллель) (книж.).

1.только ед. Равное на всем протяжении отстояние друг от друга линий и плоскостей (мат.).

2.перен., только ед. Неизменное соотношение и сопутствие двух явлений, действий. Эти факты указывают на полный параллелизм между повышением успеваемости учащихся и повышением дисциплины.

| Полное совпадение, соответствие в чем-нибудь между разными предметами, повторение, дублирование чего-нибудь. Параллелизм в работе двух учреждений.

3. Одинаковое расположение сходных членов предложения в двух или нескольких смежных предложениях (лит.).

| Поэтическая связь между отдельными образами, мотивами, выражающаяся в их одинаковом, параллельном расположении в двух или нескольких смежных предложениях (лит.), напр.: «Шелкова ниточка к стене льнет, Дунечка матушке челом бьет» (песня).

Словарь лингвистических терминов

параллелизм

(от греч.parallelos — рядом идущий). Одинаковое синтаксическое построение (одинаковое расположение сходных членов предложения) соседних предложений или отрезков речи. Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет (Лебедев-Кумач). Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что воры (Брюсов). Когда идешь по снежным гребням ты, Когда по грудь ты входишь в облака,— Умей глядеть на землю с высоты! Не смей глядеть на землю свысока! (Островои.)

Антропологический толковый словарь

параллелизм

(параллельная эволюция)

Сходное эволюционное развитие различных видов после разделения от общего предка, у которого были зачатки анатомических черт, приведшие к этому. Параллелизм, как считается, присущ самостоятельным видам при ощущении ими сходного эволюционного давления в течение естественного отбора. См. конвергентная эволюция, гомоплазия.

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

параллелизм

(от греч. parallelismos — идущий рядом) — сходное синтаксическое построение двух (и более) предложений или других фрагментов текста.

Рб: язык. Изобразительно-выразительные средства

Род: повтор

Пример:

В синем море волны плещут,

В синем небе звезды блещут…

А. Пушкин

Твой ум глубок, что море.

Твой дух высок, что горы.

В. Брюсов

* “Параллелизм покоится на сопоставлении субъекта и объекта по категории движения, действия как признака волевой жизнедеятельности” (А.Н. Веселовский).

“Изображение природы в образном параллелизме всегда стоит на первом месте (это — первый член параллелизма); изображение человеческих действий и отношений — на втором (это второй член параллелизма). Между первым и вторым членами параллелизма существует прямая связь” (Г.Н. Поспелов). *

Словарь музыкальных терминов

параллелизм

(от гр. parallelos, буквально: идущий рядом) — движение голосов с сохранением одного интервала между ними (параллелизм — терция­ми, квинтами, секстами и т. д.). Движение самостоятельных голосов параллельными квинтами и октавами в курсах гармонии и полифонии считается запрещенным, хотя, в композиторской практике целесооб­разность такого параллелизма решается в зависимости от поставленной худо­жественной задачи.

Толковый переводоведческий словарь

параллелизм

одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, высказываний или отрезков речи.

Тезаурус русской деловой лексики

параллелизм

Syn:параллельность, дублирование

Словарь Ожегова

параллелизм

ПАРАЛЛЕЛИЗМ, а, м. Сопутствие параллельных явлений, действий, параллельность. П. линий. П. в работе.

Словарь Ефремовой

параллелизм

  1. м.
    1. Равное на всем протяжении отстояние друг от друга линий и плоскостей.
    2. :
      1. перен. Неизменное соотношение и сопутствие двух явлений, действий.
      2. Аналогия, сходство, общность характерных черт; повторение, дублирование чего-л.
  2. м. Одинаковое синтаксическое и интонационное построение нескольких предложений как поэтический прием (в поэтике).
  3. м. Одинаковый интервал в движении голосов при многоголосном пении (в музыке).

Добавить свое значение Предложите свой вариант значения к слову параллелизм

Значения слов синонимов к слову параллелизм

Синонимы к слову параллелизм

  • аналогия
  • дублирование
  • итерация
  • одинаковость
  • одновременность
  • повторение
  • равноудаленность
  • секвенция
  • совпадение
  • сродство
  • сходство
  • тавтология
  • тождество
  • тожество
  • уподобление

Все синонимы к слову параллелизм

Однокоренные слова к слову параллелизм

  • параллелепипед
  • параллель
  • параллельно
  • параллельность
  • параллельный

Все однокоренные слова к слову параллелизм

Ударение в слове параллелизм

Рифма к слову параллелизм

Больше информации о слове параллелизм

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Citilink-kabinet.ru
Добавить комментарий