ⓘ Тест Рейвена. Тест стандартными прогрессивными матрицами Рав

image Психологический тест возрастающей трудности Дж.Равена принято использовать в профессиональной сфере для оценки умственных способностей кандидатов на вакантную должность для мужчин и женщин. Но наиболее успешно прогрессивные матрицы Равена используются в общеобразовательных учреждениях для подростков и для детей дошкольников.

Пояснения к тесту Равена

Методика использует 60 вопросов с изображениями различных геометрических фигур. В процессе прохождения требуется подключить не только интеллект, но также логическое и пространственное мышление, т.к. необходимо решать задачи на подстановку недостающего фрагмента. Обработка тестирования проводится в соответствии с верными или неверными ответами человека. По окончанию опроса можно будет ознакомиться с расшифровкой и пояснениями. При этом интерпретация результатов не занимает много времени, но бесплатно предоставляет достоверный ответ об уровне iq в баллах. Онлайн тест Равена стоит пройти только из-за того, что он не привязан к образованию человека или к грамотности. Поэтому окончательные результаты с решением максимально точно описывают количественную оценку iq.

Равена (Рейвена) тест

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Равена тест (Raven, 1936) – см. Рейвена тест.

Рейвена тест (Raven, 1936) – тест, по результатам выполнения которого оценивают способность к планомерной, методичной, систематизированной умственной деятельности.

Тест представлен серией заданий возрастающей сложности, в каждом из которых содержится пробел, которые испытуемый должен заполнить, уловив закономерность в расположении элементов задания. Синоним: Шкала прогрессивных матриц.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Равена тест [Raven J.С., 1936] — см. Рейвена тест.

Рейвена тест [Raven J.С, 1936] — одна из методик для исследования интеллекта, по результатам которой судят не столько об интеллектуальном уровне, сколько о способности к планомерной, методичной, систематизированной умственной деятельности.

Состоит из серии заданий (таблиц) возрастающей сложности. В каждой таблице имеется пробел, который обследуемый должен восполнить, уловив закономерность расположения деталей рисунка. Оценка результатов количественная. Син.: шкала прогрессивных матриц.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

нет значения и толкования слова

предметная область термина

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

ТолкованиеПеревод

Тест Равена
image A matrix example.

Тест Равена — тест, предназначенный для дифференцировки испытуемых по уровню их интеллектуального развития. Авторы теста Джон Равен и Л. Пенроуз. Предложен в 1936 году.

Более высокие показатели по этому тесту показывают те, кто а) быстрее, и б) точнее определяет логические закономерности в построении упорядоченного ряда состоящего из графических объектов, имеющих ограниченное количество признаков.

Другое название этого теста «Прогрессивные матрицы Равена» указывает на то, что задачи теста упорядочены по признаку возрастания трудности их решения. То есть, в каждой из пяти серий (в серии по 12 задач), каждая последующая задача серии относительно сложней предыдущей. На решение задач теста вводится временное ограничение — подсчитывается количество правильно решённых за 20 минут задач. Возможен вариант, когда время на решение всех 60 задач не ограничено. В этом случае результат корректируется по специальной таблице.

По результатам тестирования испытуемый получает несколько оценок:

  • а) по десятибалльной шкале (стандартная оценка в стенах), учитывающей только количество правильно решённых задач,
  • б) по 19-балльной, учитывающей количество и трудность решённых задач,
  • в) по привычной пятибалльной (школьной, но с «плюсами» и «минусами»).
  • И, наконец, четвёртая, качественная, оценка. Если испытуемый решил все задачи теста, но многие, в том числе и лёгкие, задачи решил неверно, его можно отнести к категории «скоростников». Если же испытуемый решил мало задач (например, около половины задач теста), но, без единой ошибки, его можно отнести к категории «точняков», или тугодумов.

При интерпретации результата теста «Прогрессивные матрицы Равена» выделяют следующие пять уровней развития интеллекта:

  • 1-й уровень (результат более 95 %) — особо высокий интеллект
  • 2-й уровень (результат 75-94 %) — интеллект выше среднего
  • 3-й уровень (результат 25-74 %) — средний интеллект
  • 4-й уровень (результат 5-24 %) — интеллект ниже среднего
  • 5-й уровень (результат ниже 5 %) — дефект интеллекта

Ссылки

Смотреть что такое «Тест Равена» в других словарях:

  • ТЕСТ РАВЕНА — см. Прогрессивные матрицы Равена. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 …   Большая психологическая энциклопедия

  • тест Равена – (RAVEN PROGRESSIVE MATRICES) — тест интеллекта, предназначенный для диагностики умственных способностей личности с помощью цветного и черно белого вариантов рисунков, которые надо проанализировать и найти закономерные связи между ними …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ТЕСТ ИНТЕЛЛЕКТА — (англ. intelligence test). Тесты, предназначенные для определения уровня интеллектуального развития учащихся и выявления особенностей их интеллекта. При помощи Т. и. количественно определяются и качественно характеризуются различные умственные… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • тест интеллекта — (тест способностей общих) одна из особенно популярных и распространенных разновидностей тестов. Методика психодиагностики, предназначенная для выявления умственного потенциала индивида. Служат для оценивания уровня развития мышления (интеллекта)… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Равена матрицы цветные — [лат. matrix (matricis) матка, источник, начало] широко применяемый тест, выявляющий способность ребенка к систематизированной, организованной интеллектуальной деятельности. Р. м. ц. это вариант Прогрессивных матриц Равена, предназначенный для… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Равена тест — (Raven J.С., 1936). См. Рейвена тест …   Толковый словарь психиатрических терминов

  • Равена тест — (Raven, 1936) – см. Рейвена тест …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Психологический тест — Психологическое тестирование (раздел Психодиагностики)  исследование определённых психологических качеств и свойств личности путем использования психологических тестов. Психологическое тестирование используется при отборе на работу, в… …   Википедия

  • прогрессивные матрицы Равена — Этимология. Происходит от лат. progressio возрастани и matrix матка, источник. Автор. Английский психолог Дж.Равен (1938 г.). Категория. Тест для диагностики уровня интеллекта. Специфика. Основаны на работе наглядного мышления по аналогии. Каждая …   Большая психологическая энциклопедия

  • Прогрессивные Матрицы Равена — батарея тестов, разработанная английским психологом Дж. Равеном в 1938 г. для диагностики уровня интеллекта , основанная на работе наглядного мышления по аналогии. Каждая задача теста заключается в том, чтобы в ограниченное для всего теста время… …   Психологический словарь

Скачиваний: 656 Добавлен: 26.04.2015 Размер: 1.26 Mб Скачать ☆

Тест Равенна

Методика предназначена для изучения невербального интеллекта, логичности образного мышления. Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не хватает, а внизу она дается среди 6-8 других фигур. Задача испытуемого — установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и на опросном листе указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.

Тест состоит из 60 таблиц (5 серий). В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии к серии.

В серии А — использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы.

Серия В — построена по принципу аналогии между парами фигур. Обследуемый должен найти принцип, соответствен но которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце.

Серия С — построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру.

Серия В — построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Обследуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях.

Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.

Методические указания к проведению теста

Инструкция: Тест строго регламентирован во времени, а именно: 20 мин. Для того, чтобы соблюсти время, необходимо строго следить за тем, чтобы до общей команды: «Приступить к выполнению теста» — никто не открывал таблицы и не подсматривал. По истечении 20 мин подается команда, например: «Всем закрыть таблицы». О предназначении данного теста можно сказать следующее: «Все наши исследования проводятся исключительно в научных целях, поэтому от вас требуются добросовестность, глубокая обдуманность, искренность и точность в ответах. Данный тест предназначен для уточнения логичности вашего мышления».

После этого взять таблицу и открыть для показа всем 1-ю страницу: «На рисунке одной фигуры недостает. Справа изображено 6-8 пронумерованных фигур, одна из которых является искомой. Надо определить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать номер искомой фигуры в листке, который вам выдан» (можно показать на примере одного образца).

Во время выполнения задач теста необходимо контролировать, чтобы респонденты не списывали друг у друга. По истечении 20 мин подать команду: «Закрыть всем таблицы!

Собрать бланки и таблицы к ним. Проверить, чтобы в правом углу регистрируемого бланка был проставлен карандашом номер обследуемого.

Интерпретация результатов (ключи)

Правильное решение каждого задания оценивается в один балл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллектуальной силы, умственной производительности респондента.

Показатели выполнения заданий по отдельным сериям сравнивают со среднестатистическими результатами: подсчитывают разницу между результатами, полученными в каждой серии, и контрольными, полученными статистической обработкой при исследовании больших групп здоровых обследуемых и, таким образом, расцениваемыми как ожидаемые результаты. Такая суммарная разница – коэффициент вариабельности — позволяет судить о надежности полученных результатов (это не относится к психической патологии).

Полученный суммарный показатель по специальной таблице переводится в коэффициент интеллекта (см. методичку в другом файле) или подсчитывается процент правильных ответов.

При этом по специальной шкале для общего показателя, выраженного в процентах, различают 5 степеней интеллектуального уровня:

1    степень — более 95% — высокий интеллект;

2    степень — 75-94% — интеллект выше среднего;

3    степень 25-74% — интеллект средний;

4    степень — 5-24% — интеллект ниже среднего;

5    степень — ниже 5% — дефект.

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

ФИО (№) __________________________________________________

Дата заполнения _______________________

/>/>/>/>/>/>

№ задания

А

В

С

D

Е

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Стимульный материал к методике Равенна

/>

A-1

/>

A-2

/>

A-3

/>

A-4

/>

A-5

/>

A-6

/>

A-7

/>

A-8

/>

A-9

/>

A-10

/>

A-11

/>

A-12

/>

B-1

/>

B-2

/>

B-3

/>

B-4

/>

B-5

/>

B-6

/>

B-7

/>

B-8

/>

B-9

/>

B-10

/>

B-11

/>

B-12

/>

C-1

/>

C-2

/>

C-3

/>

C-4

/>

C-5

/>

C-6

/>

C-7

/>

C-8

/>

C-9

/>

C-10

/>

C-11

/>

C-12

/>

D-1

/>

D-2

/>

D-3

/>

D-4

/>

D-5

/>

D-6

/>

D-7

/>

D-8

/>

D-9

/>

D-10

/>

D-11

/>

D-12

/>

E-1

/>

E-2

/>

E-3

/>

E-4

/>

E-5

/>

E-6

/>

E-7

/>

E-8

/>

E-9

/>

E-10

/>

E-11

/>

E-12

Соседние файлы в папке Тест Равенна

  • # 26.04.2015285.18 Кб318Методичка ВЗР.РАВЕН.doc
  • # 26.04.20151.26 Mб656Тест Равена.docx

Таблицы Равена

Этот метод представляет собой 5 серий по 12 заданий в каждой, каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл, максимальный балл в каждой серии — 12, в целом — 60. Серии маркированы буквами А, В, С, D и Е, каждая из этих серий имеет свое психологическое значение и отражает способность к той или иной мыслительной операции. Серии следует предъявлять по порядку. Подсчет по каждой производится отдельно. Суммируя результаты всех серий, вы получите общий балл, который при помощи таблицы можно будет перевести в «чистый» коэффициент интеллекта. К каждой серии даны подробные описания, чтобы вы могли ориентироваться, какие задачи представляют сложность для соискателя, и соответственно, подходит ли он для данной вакансии. Также приведена сравнительная оценка и таблица показателей интеллекта.

Рекомендации

Не следует считать результаты в присутствии соискателя, вся полученная при помощи тестов и интервью информация обрабатывается после того, как соискатель выйдет из кабинета, иначе у человека может сложиться мнение, что вы сразу сообщите о решении принять или отказать ему в работе.

Если вакансия на должность подразумевает способность ясно мыслить в условиях дефицита времени, можно лимитировать время выполнения, но не по каждой серии, а в целом всего теста (на 30–40 минут) при этом объяснив, что задания нужно решать в строгой очередности, не оставляя «на потом» более сложные.

Если вы пройдете этот тест, то сможете сформулировать инструкции к каждой серии сами и вносить уточнения, исходя из собственного опыта.

Не поддавайтесь искушению подсказать, иначе вы получите свои результаты, а не соискателя.

Перед тем как приступить к работе, снабдите интервьюера бланком (образец прилагается) и карандашом для записи результатов. Затем предъявите первую картинку серии А и попросите найти необходимый «вырезанный» фрагмент, так, «чтобы помешенный в пустое окошечко рисунок фрагмента совпал с рисунком всего поля», испытуемый должен озвучить номер фрагмента. Таким образом, дав инструкцию к полю А1 и получив ответ, попросите записать его в бланк. Например А1 — № 4, далее испытуемый работает сам, записывая ответы. В последующих сериях, как правило, инструкции уже не нужны, но если человек испытывает сложности, допускается напомнить инструкцию или внести уточнения.

Образец бланка:

image

Считать результаты следует по каждой серии отдельно, в каждом столбце бланка выведите общий балл для каждой серии. Напоминаем, что за каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Правильными считаются ответы, совпавшие с ключом.

image

Теперь посмотрим результаты по каждой серии. Самый высокий результат — это 12 правильных ответов. Для того чтобы оценить способности соискателя, следует учесть особенности заданий в каждой серии и оценить, в какой из них он более успешен. ВНИМАНИЕ! Разъяснительные описания серий даны без учета личностных особенностей, а основываются только на возможностях интеллекта.

СЕРИЯ А Тестовое значение заключается в дополнении недостающей части матрицы (поля), в этой серии фигуры статичны и не подразумевают изменений. В решении этой серии задач протекают 2 мыслительных процесса: идентификация недостающей части структуры с остальными частями и анализ структуры целого согласно указанным взаимосвязям элементов в матрице. Решение зависит от уровня внимательности, статистического представления и визуального различия.

Это самая легкая серия из всего задания, и взрослый человек с легкостью ее выполняет. Если соискатель набрал в этой серии менее 6 баллов, нужно исключить близорукость, плохое состояние здоровья, ситуативные факторы (нервозная обстановка во время тестирования, отвлекающие факторы, неправильно данную инструкцию). Если выясняется, что все вышеперечисленное исключено, то дальнейшую работу продолжать не имеет смысла, на вашу вакансию соискатель претендовать не может в силу низкого интеллекта.

СЕРИЯ В Тестовое значение состоит в отыскивании аналогий между двумя парами фигур. Задача заключается в раскрытии принципа отношений по аналогии путем постепенной дифференциации элементов. При решении используется способность постигать симметричность между фигурами. Решение зависит от способности к линейной дифференциации умозаключений на основе построения линейных взаимосвязей.

Если у тестируемого хороший результат только в этой серии, перед вами превосходный, толковый исполнитель, если на то есть личностная направленность, он не видит дальше собственного носа и вряд ли сможет претендовать на руководящую должность, такому «мозгу» вряд ли по силам организовывать что-либо или кого-либо, он просто сотрудник.

СЕРИЯ С основана на усложняющихся изменениях фигур в матрицах в соответствии с определенным логическим принципом непрерывного развития положения фигур и динамических перемен в пространстве (обогащение фигур в горизонтальном и вертикальном направлении и суммирование этих новых элементов в конечной недостающей фигуре). В этой серии проявляется способность к динамической наблюдательности и прослеживанию непрерывных изменений, динамическая внимательность и воображение, способность представлять.

Иными словами, если соискатель в этой серии набрал 10 или больше баллов, то это говорит о том, что он способен приспосабливаться к быстро меняющимся условиям, ломать стереотипы деятельности и решения задач. Человек, возможно, успешно работает в дефиците времени и справляется с частыми изменениями условий работы, не придерживается устойчивых стереотипов, однако могут возникнуть трудности с работой в условиях монотонной деятельности. Соискатель способен к работе менеджера среднего звена, при успешном дальнейшем обучении может претендовать на более высокий статус в организации.

СЕРИЯ D составлена согласно принципу перестройки (переструктурации) фигур в матрице в горизонтальном и вертикальном направлении. Решение требует проследить закономерную последовательность фигур и чередование фигур в целостной структуре. Решение зависит от способности схватывать количественные и качественные изменения в упорядочении (составлении) фигур согласно закономерности используемых изменений.

То есть, если соискатель набрал в этой серии больше 10 баллов, вы вполне можете принимать его на работу не менее чем на руководящий пост, он способен организовать работу и проследить эффективность ее выполнения, не нуждается в дополнительном образовании. Люди, набирающие высокий балл в этой серии, способны руководить, но вряд ли им под силу, кроме внутренних дел, заниматься внешними. Как правило, они нуждаются в «команде» исполнителей, идут в ногу со временем, однако не опережают его.

СЕРИЯ Е состоит из заданий, заключающихся в анализе и синтезе фигур из отдельных элементов согласно принятому принципу. Здесь требуется складывать и вычитать элементы фигур, смешивать части согласно алгебраическому принципу. Недостающий член структуры находят с помощью алгебраических операций с остальными частями структуры. Решение зависит от способности наблюдать сложное количественное и качественное различие кинетических, динамических рядов. Высшая форма абстрагирования и динамического синтеза.

Если соискатель набрал более 10 баллов в этой серии, то ему прямая дорога в аналитический отдел фирмы (если таковой имеется) или на руководящий пост. Перед вами человек с незаурядными интеллектуальными данными, он способен не только следить за процессами и делать выводы, но и формировать, переструктурировать работу всей организации, умеет абстрагироваться от частностей, обладает способностью видеть, просчитывать стратегию всей фирмы «на шаг вперед», что делает его незаменимым сотрудником. Не факт, что такой человек будет хорошим руководителем среднего звена, он слишком глобально мыслит, поэтому ему лучше доверить разработку стратегии. Проблема лишь в том, что такому соискателю должен быть интересен предложенный вами уровень, если он может позволить себе «перебирать», а вот вам лучше бы не упускать такого человека. Это работник, способный опередить время и заставить работать на себя всех и вся, если, кроме высокого уровня интеллекта, у него «подходящие» для начальника личностные качества, ведь не все люди могут или хотят руководить.

Суммируйте результаты всех серий. Полученное число — это «сырой» балл. Обработка производится по таблице, которая переводит баллы в коэффициент. Для удобства мы приводим средние и высокие баллы, минуя низкие, отражающие клиническое снижение интеллекта, также мы игнорируем возрастную группу до 16 лет. Таким образом, таблица рассчитана на возрастную группу от 16 до 40 лет, людей не страдающих клинически значимым снижением или недоразвитием интеллекта.

image

Если возраст кандидата превышает 30 лет, то необходимо произвести дополнительное вычисление по следующей формуле:

Оценить полученный показатель интеллекта можно по следующим критериям:

80-90 — слабый, ниже среднего;

90-100 — средний интеллект;

100-110 — высокий средний интеллект;

110-120 — высокий интеллект;

более 120 — незаурядный интеллект;

свыше 140 — выдающийся интеллект.

Кроме коэффициента интеллекта, по этому тесту можно судить об утомляемости — если человек делает ряд ошибок в конце каждой серии (с 9 по 12 образец), он будет уставать в условиях постоянной интеллектуальной нагрузки, что теоретически может повлечь ошибки или недостаточную эффективность в целом. Если же человек делает ошибки на протяжении всей серии, чередуя правильные и неправильные ответы, то есть его суждения не последовательны, — это может говорить как о «творческом начале», так и о невнимательности, трудности в сосредоточении внимания, что также может привести к сбоям в практике.

В любом случае, не стоит делать выводы, исходя из результатов одного теста. Кроме интеллектуальных данных, у человека есть личностные качества, которые ни в коем случае нельзя упускать из виду, «гении бывают злыми, а добрыми бывают и дураки». Предложенные вам методики измерения интеллекта не определяют человека в целом, а раскрывают лишь его мыслительные способности. Важно найти удачное для вашей организации сочетание интеллектуального потенциала и личностных особенностей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Citilink-kabinet.ru
Добавить комментарий